Избежать осуждения кого-либо в преломление к соблюдению поста

Print

  Теймур Атаев

Интересные вещи частенько происходят в Рамадан. Отрадно, что в каждый новый месяц поста появляются все новые и новые лица, стремящиеся присоединиться к соблюдающим этот постулат Всевышнего. Причем среди них немало тех, кто только-только делает первые шаги в Исламе.

Вполне очевидно, что не у всех из них хватает сил, да и психологической подготовки, чтобы выдержать целый месяц воздержания от пищи в дневное время, отказа от воды и т.д. Тем более что нынешний Рамадан, как последние предшествующие и предстоящие, иншаАллах, приходятся на летнее время. И что же? Да, в общем-то, ничего особенного. Просто вместо поддержки этих лиц, мы иногда начинаем подгонять их — не прерывай пост, и даже позволяем себе такие вопросы: «А не боишься завтра отвечать перед Господом?».

Согласимся, данная позиция, вместо поддержки только ступивших на стезю Ислама, оказывается по сути совершенно противоположной. Безусловно, внутренние побуждения подгоняющих или «угрожающих» в целом чисты, искренни. Но вот насколько они продуктивны и способствуют ли помощи новым мусульманам?

Основной нюанс тут даже не в том, что решение по всем аспектам жизнедеятельности людей «принимает только Аллах», изрекая истину как являющийся «Наилучшим из судий» (Коран, 6:57). Ведь именно в преломление к аяту о посте Всевышний констатирует достижение нами «облегчения», а не «затруднения».

Да, Господь желает, «чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (Коран, 2:185), но разве размеренность и постепенность противопоказана, если Откровение не приветствует чрезмерность?

Параллельно высвечивается и иная ситуация. Нередко к приступающим в определенное время к ифтару высказывает намерение присоединиться несоблюдающий пост. Очень часто подход такого рода вызывает неприязнь верующих. Но, спрашивается, разве нельзя в этих случаях богоугодную трапезу использовать в контексте да'уа (призыва)? Ведь личность, возжелавшая оказаться с соблюдающими пост, проявила значительный интерес, не так ли? Быть может, индивидууму захотелось как-то «прикоснуться» к разговорам за ифтаром и после? Услышать мнение верующих, прислушаться к тонкостям беседы, чтобы преломить это через себя? Так чего мы достигнем, отказавшись принять за «свой» стол данного человека? Да и как он сам отреагирует на наше возгордившееся Нет?

Наверняка, читатели прекрасно понимают, о чем речь, неоднократно сталкиваясь с аналогичными случаями. Ну, скажем, в аспекте таравиха (желательный намаз, совершаемый в Рамадан после иша-молитвы и длящийся до появления зари). В период месяца поста очень часто можно услышать вопрос, а ты совершаешь таравих? И если следует ответ «нет» или «как получится», то он может вызвать, самое мягкое, недовольное покачивание головой собеседника.

Тем самым, за этими моментами предусматриваемый Аллахом духовный оттенок периода поста как-то притупляется. Т.е. получается, будто не данный важнейший формат является основным, а «околодуховный» фон. Безусловно, намаз, дуа, беседа с Богом в Ночь предопределения — важнейшая часть поста. Но ведь параллельно верующий пытается осуществлять и некую работу «внутри» себя, оценивая пройденный путь за последний год, пытаясь разобраться в своих слабостях, находя надежду у Всевышнего. Речь здесь идет непосредственно о духовной канве. А у нас же порой получается, будто мы пытаемся всех научить «правильному» поклонению.

Наверное, всем нам просто целесообразно не забывать следующий хадис:

«И вы не сможете стать верующими [не будет полной ваша вера], пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира [не столько механически на словах, сколько на уровне души, искренними и глубокими теплыми чувствами друг к другу, это растопит сердца и удалит неприязнь, ненависть, злобу]» [1].

Будем надеяться, что мы сумеем оказаться такими, иншаАллах, благо, согласно Откровению, Аллах сплотил сердца верующих (Коран, 8:62).

1. Хадис от аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 254, хадис № 4170, «Сахих»

Цит. по: Шамиль Аляутдинов. Хадисы об отрицательных качествах


Источник: idrak.org.az

Об авторе
COM_CONTACT_IMAGE_DETAILS

Азербайджанский политолог, публицист. Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета. Работал в системе Министерства культуры Азербайджана, потом в ряде политических и экономических структур. Тесно сотрудничает с русскоязычными Интернет-сайтами в России, Украине, Азербайджане и других странах.