Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Умар ибн аль-Хаттаб – лучезарное солнце

Под руководством Умара ибн аль-Хаттаба ислам широко распространился по миру

Print

  Мохаммад Якуб (Mohammad Yacoob)

В 1978 году Майкл Харт (Michael H. Hart) написал книгу под названием «Сто самых влиятельных людей в истории». Подобные книги писали и другие авторы, но эта остается непревзойденной в своем роде. Она заставляет задуматься и предлагает читателю взглянуть на историю под другим углом зрения.

Список ста самых влиятельных людей мира у М. Харта возглавил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), и это стало для многих неожиданностью. Автор объяснил свой выбор тем, что Мухаммад (мир ему и благословение), был единственным человеком в истории, в высшей степени преуспевшим и на религиозном, и на мирском поприщах.

Но еще одним сюрпризом стало то, что в тот же список М. Харт включил Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) – и не просто включил, а сделал вторым номером во второй полусотне. Таким образом, в этом рейтинге Умар ибн аль-Хаттаб занимает 52-е место, и это более высокая позиция, чем автор отвел Карлу Великому и Юлию Цезарю.

М. Харт прокомментировал свой выбор так, что блестящее руководство Умара обеспечило расширение исламских территорий, благодаря чему при нем исламское государство достигло грандиозных размеров. В дополнение к этому Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) приказал войску мусульман не нарушать покой населения завоеванных территорий и не принуждать его к принятию исламу.

Между прочим, М. Харт отмечает:

«Из первого ясно, что арабское завоевание было в большей степени национально-завоевательной, а не религиозной войной, хотя религиозный аспект тоже присутствовал».

Далее автор пишет, что достижения Умара ибн аль-Хаттаба слишком впечатляющи, чтобы проигнорировать его вклад в развитие человечества. Следует отметить, что талантливое руководство Умара ибн аль-Хаттаба позволило мусульманам закрепиться на завоеванных территориях настолько прочно, что эти территории и сегодня являются частью исламского мира.

Умар ибн аль-Хаттаб был одним из новаторов исламского мира. Это был лидер, государственный деятель, благочестивый и богобоязненный мусульманин, с уважением относился ко всем, даже немусульманам, и велел единоверцам воспринимать их с тем же уважением. Он на деле показал смысл коранического изречения «нет принуждения в религии».

Под руководством Умара ибн аль-Хаттаба ислам широко распространился по миру, и он добился этого не мечом, а демонстрацией красоты, простоты, ясности, открытости этой религии, а также своим мудрым руководством. Еще одна причина стремительного роста мусульманской общины – случаи обращения представителей высокого иудейского и христианского духовенства. В глазах этих людей ислам был продолжением и подтверждением авраамических религий. Например, после того, как в Дамаск вошла исламская армия под предводительством Халида бин Валида, епископ Дамасский Ардкун принял ислам. Его примеру последовала и паства. Правитель египетского города Шата ушел с двумя тысячами человек в Дамьетту, где стоял лагерь мусульманской армии, и там вместе со своими людьми принял ислам.

При Умаре ибн аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах) свобода вероисповедания для иноверцев была реальностью. Немусульманам разрешалось свободно исполнять свои религиозные обряды, звонить в колокола, совершать крестный ход и устраивать публичные торжества по случаю своих религиозных праздников. При Умаре ибн аль-Хаттабе даже подписывались договора, гарантирующие иноверцам свободу вероисповедания. Так, в предписании Хузайфы ибн аль-Ямана касательно положения населения Махдинара сказано:

«От них не будут требовать сменить религию, также как и вмешиваться в их религиозные обряды».

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) очень строго соблюдал принцип равенства и не допускал никаких исключений. Однажды у него был спор с Убаем бин Каабом. Дело было передано на рассмотрение судьи Зайда ибн Сабита. Когда Умар ибн аль-Хаттаб прибыл в суд, из уважения к халифу Зайд ибн Сабит поднялся с места. Увидев это, Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что это первая несправедливость, допущенная Зайдом на суде. И он сел рядом со своим оппонентом Убаем.

Известно, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) высоко ценил человеческую свободу и достоинство. Он всегда говорил, что каждый человек рождается свободным, и он не должен ни перед кем унижаться. Однажды сын Амра бин Аса обидел копта и ударил его. Услышав об этом, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) позволил копту прилюдно ударить сына Амра, а затем обратился к нему и его отцу:

«Когда вы успели превратить людей в рабов, ведь матери родили их свободными?».

Для людей разных культур принятие ислама означало столкновение с определенными затруднениями и непростыми вопросами о том, как должен жить мусульманин. На многие такие вопросы нельзя было дать однозначного ответа из-за отсутствия на этот счет четкого предписания Посланника Аллаха (мир ему и благословение) или из-за недоступности Корана. В города назначались кади и муфтии из числа сподвижников Пророка, но и им нередко приходилось адресовать самые трудные вопросы халифу. В числе известнейших сахабов, обращавшихся за помощью к Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), были Абдалла ибн Масуд, Аммар ибн Ясар, Абу Муса Ашари, Абу Убайда ибн Джарра, Мугира ибн Шуба и другие. Умар советовался с другими сподвижниками и выносил свое постановление. На таких обсуждениях царила атмосфера максимальной свободы и открытости. Шах Валиулла Дехлеви в «Худжатулла аль-балига» пишет:

«Умар привык советоваться с соратниками и вести с ними обсуждение, пока не будет достигнута ясность и пока не сложится твердое мнение. Поэтому заключения Умара пользовались доверием на всем Востоке и Западе».

Известно, что его труды, письма и официальные указания были не менее сильны, чем его речи. В одном письме к Абу Мусе Ашари он написал:

«Обычно люди ненавидят своего правителя, и упаси меня Аллах от подобных чувств моего народа. Избегай напрасных подозрений и держись подальше от порока, не поощряй в людях ложные надежды, заботься об имуществе Аллаха, остерегайся злых людей. Если ты узнаешь, что кто-то хочет мстить мусульманскому государству, это дьявольское наущение, и его необходимо подавлять мечом до тех пор, пока они не склонятся перед решением Аллаха и не встанут на лучший путь».

В другом письме к Абу Мусе Ашари он пишет:

«Что придает сил – это работа и работа без промедлений, ибо у того, кто медлит, дела накапливаются и давят на него, и он не способен решить, что делать, а чего не делать, и терпит неудачу».

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) назначил Амра ибн аль-Аса наместником в Египте. Однажды Амр бин аль-Ас задержал выплату доходов в казну. Умар ибн аль-Хаттаб написал ему о задержке. Но Амр ибн аль-Ас все равно тянул. Тогда Умар ибн аль-Хаттаб отправил ему красноречивое письмо, в котором писал:

«Я понимаю, что от ответа тебя удерживает тот факт, что твои подчиненные нерадивы. Они сделали тебя щитом, и это болезнь, от которой у меня есть действенное средство. Я удивлен, что, несмотря на мои частые и многословные письма, ты все равно не шлешь подати и уклоняешься от прямого ответа. Поэтому, Абу Абдулла, не волнуйся. Причитающаяся сумма будет взята с тебя, ты оплатишь должное, ибо как реки дают жемчужины, так и ты должен отдавать долги».

Обычно Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) завершал свою речь словами:

«О Аллах, не дай мне впасть в заблуждение, не призови меня к ответу неожиданно, не дай мне быть преданным забвению».

Деяния Умара ибн аль-Хаттаба громче слов говорят о его характере, целостности и заботе о подданных мусульманского государства. Еженощно он выходил на улицу, чтобы узнать о положении людей в его государстве. Жизнь этого выдающегося человека отражается в его достижениях.

 
Высказывания Умара ибн аль-Хаттаба

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) всегда отличался здравомыслием, это делало его исключительно сильным лидером, и он рассчитывал на высшую преданность людей, которые его окружали во время его халифата. Вот некоторые из его мудрых высказываний:

  • Тот, кто держит свое мнение при себе, держит свои дела в своих руках.
  • Бойся того, кого ненавидишь.
  • Наимудрейший из людей тот, кто может объяснить свои действия.
  • Не откладывай сегодняшние дела на завтра.
  • Что отступает, не движется вперед.
  • Кто не знает греха, может в него впасть.
  • Я узнаю об уме человека по его вопросу.
  • Когда молишься о других, не забывай о себе.
  • Чем меньше мирского, тем свободнее жизнь.
  • Легче избежать греха, чем мучатся от угрызений совести.
  • Если бы терпение и благодарность были двумя верблюдицами, было бы неважно, на какой я еду. Да смилуется Аллах над тем, кто посылает мне мои ошибки в подарок!
  • Во время своего хаджа Умар ибн аль-Хаттаб услышал, как поют погонщики верблюдов. У Умара спросили, почему он не велел им прекратить пение. Умар ибн аль-Хаттаб ответил: «Музыка – это пропитание погонщика в путешествии».
 
Достижения Умара ибн аль-Хаттаба

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) учредил различные институты исламского государства. Историки утверждают, что его реформы были новаторскими. На его счету многие достижения, в частности:

  • Он учредил систему государственных финансов «байт-уль-мал»;
  • Учредил суды и назначал судей;
  • Ввел новую систему летоисчисления по хиджре;
  • Принял титул «амир-уль-муминин»;
  • Создал военное ведомство для борьбы с противниками ислама;
  • Создал резервную армию, получающую зарплату. Кроме того, усовершенствовал армейское командование, снабдив каждое армейское подразделение казначеем, бухгалтером, переводчиками, врачами. Ввел отчетность по военным расходам и трофеям. Согласно историческим документам, на 16 год хиджры Зияд бин Абу Суфьян, вернувшись после покорения города Джалула, предъявил Умару ибн аль-Хаттабу отчетные ведомости для ознакомления и оценки;
  • Учредил ведомство земельных налогов, приказал произвести обмер земель, а также провести перепись. Он требовал вести отчетность по земельным налогам на персидском, сирийском и коптском языках. Для ведения счетов предназначались специальные свитки;
  • Основал города Куфу, Басру, Джазиру, Фустат и Мусал, занимался градостроительством и рыл каналы;
  • Произвел административно-территориальное деление завоеванных земель;
  • Приказал взимать таможенные пошлины;
  • Назначал чиновников для сбора налога на морскую продукцию;
  • Выдавал иностранным купцам разрешение на торговлю на исламских территориях;
  • Устроил тюрьмы и ввел наказание кнутом;
  • По ночам выходил в город, чтобы изучить условия жизни людей. Однажды во время одной такой ночной прогулки он услышал музыку. Он остановился и стал слушать музыку, а затем пошел дальше. На досуге занимался поэзией. Однажды по его просьбе Абдулла ибн Аббас целую ночь читал ему стихи. А когда забрезжил рассвет, он сказал: «А теперь читай Священный Коран»;
  • Учредил  военные городки и приказал их разместить в стратегических точках;
  • Учредил ведомство по охране порядка;
  • Ввел систему классификации племенных и неплеменных лошадей;
  • Построил постоялые дома по дороге из Мекки в Медину, а также в других городах. При Умаре ибн аль-Хаттабе была введена система земельного кадастра, стоились дороги, мосты и другие объекты. Для строительства нанималось местное население;
  • Предоставлял пособия малоимущим евреям и христианам;
  • Создавал школы, платил зарплаты учителям и приглашенным лекторам;
  • Сформулировал принципы кыяса;
  • Предложил четкую систему раздела наследства;
  • Разъяснил правила сунны относительно коллективного таравиха;
  • Ввел закон о наказании за распитие спиртных напитков 80 ударами плетью;
  • Предложил метод оформления доверительной собственности;
  • Получил иджму относительно четырех такбиров в погребальном намазе;
  • Обеспечил освещение мечетей в ночное время. Считается, что до того как Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, мечети по ночам не освещались. И только с разрешения Умара ибн аль-Хаттаба человек по имени Тамим Дари начал поставлять в мечети лампы;
  • Утвердил процедуру выплаты из государственной казны жалования имамам и муэдзинам.

Источник: Muslim Village

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх