Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Друг человека? Исламский взгляд на собак

Мусульманину следует держать собаку только с определенной целью

Print

  Джон (Яхья) Эдерер (John (Yahya) Ederer)

Я никогда не был большим любителем собак — даже до того, как принял Ислам. У некоторых моих друзей были питбули и ротвейлеры (наверное, для имиджа крутых мачо), у моих родственников тоже были собаки, но у меня — никогда. Но, возможно, у других новопринявших раньше была особая привязанность к собакам или по‑прежнему остается. Как ни грустно, но отношение многих мусульман к этим животным часто отвращает людей от Ислама. Я помню один очень досадный случай, когда я поддался внушению культурных предубеждений в отношении собак, свойственных многим мусульманам, и это оттолкнуло моих родственников от Ислама.

Это было двадцать лет назад на День благодарения. По этому случаю брат пригласил меня к себе погостить на выходные. Я не был у него года два, с тех пор, как принял Ислам. Как многие пары, они с женой завели собаку, которую считали членом своей семьи. Я об этом не знал, поэтому, увидев собаку, которая вместе с ними подошла к двери, страшно разволновался и попросил брата выставить пса на улицу. До принятия Ислама я так себя не вел, и это его озадачило. На вопрос, в чем дело, я ответил: «Потому что он грязный». Он возразил: «Нет, что ты! Мы его вчера купали!» Тогда я попробовал сформулировать свои доводы, чтобы они согласовывались с известным всем хадисом: «Вообще‑то, все дело в слюне». Он ответил: «Мы и зубы ему почистили. По‑моему, я где-то читал, что во рту у собаки чище, чем у человека!» И он был в чем‑то прав.

Все выходные я выслушивал бесконечные причитания его жены: «Что это за религия...», «Может, если бы мусульмане научились ценить собак, они не были бы такими жестокими». Но самое потрясающее, что, по большому счету, они были правы, а отношение, которое я усвоил за два года общения с некоторыми мусульманами (и которое соответствовало строгой «классической» интерпретации) — на самом деле, было ошибочным толкованием Ислама!

Так что же Ислам говорит о собаках?

Начнем с Корана. В Коране собаки упомянуты только трижды и ни разу отрицательно. В двух случаях собаке даже воздается должное как спутнику и помощнику человека!

В суре «Аль-Маида» Аллах говорит, что среди благ (в данном случае пищи — Ред.), дозволенных верующему —дичь, на которую дозволено охотиться при помощи собак (Коран, 5:4).

В суре «Аль‑Араф» Аллах упрекает того, кому были дарованы знамения, но он предпочел последовать за своей прихотью. Такого человека Он сравнивает с собакой, которая дышит, высунув язык, независимо от того, прогоняют ее или оставили в покое (Коран, 7:176).

И, наконец, знаменитая история о благочестивых юношах в пещере, которых охраняла их собака (Коран, 18:18, 22).

Итак, очевидно, что негативное отношение к собакам диктует не Коран.

Люди склонны перегибать палку в толковании или исполнении предписаний религии. Отвращение к собакам действительно уходит корнями в достоверные хадисы. Некоторые из них, прочитанные сами по себе, действительно, внушают подобную мысль. Большинство верующих не знает содержания ученых диспутов, связанных с этими хадисами, особенно относительно комбинирования текстов, и правовых выводов из них.

Первый хадис, о котором я хочу сказать, имеет несколько вариантов с одним и тем же смыслом. Никогда не забуду, как впервые услышал его. Это было на уроке фикха у одного известного ученого.

Шейх бесстрастно зачитал нам текст и продиктовал, чтобы мы записали в конспектах: «А черную собаку следует убить, согласно достоверному хадису [!]»

Помню, как я подумал про себя, не ослышался ли я? На мой вопрос, почему, шейх уточнил: «Только абсолютно черную, потому что, согласно хадисам, это злобный зверь или шайтан».

Я сказал: «Но это неправда. Я видел много черных собак, которые совсем не злобные звери».

Шейх ответил: «Ты должен убить ее, только если она опасна», на что я ответил: «Но тогда почему мы говорим обо всех черных собаках? Это может быть неправильно понято».

«Потому что Пророк (мир ему и благословение) особо указал на это», — ответил шейх.

«Но, быть может, он говорил о какой-то конкретной собаке, а не о всех черных собаках?»

Шейх вернулся к тому же аргументу: «У нас много достоверных текстов и различных достоверных хадисов, это значит, что их следует воспринимать в общем смысле!».

Я сказал: «Да вознаградит вас Аллах, шейх», а сам подумал: несмотря на авторитет этого человека, нужно вернуться к данному вопросу. Я не мог согласиться с этим толкованием ни с точки зрения моего понимания Писаний, ни душой.

 
Приказ убивать собак?

«Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную» (Ат‑Тирмизи).

Абу Зарра спросили: «Что отличает черную собаку от рыжей?». Он ответил: «Я спрашивал об этом посланника Аллаха (мир ему и благословение), и он ответил: „Черная собака — это шайтан“» (Муслим).

«Существуют пять (вредителей), убивать которых дозволено, (даже) если человек в ихраме: змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака» (Аль‑Бухари).

Пророк (мир ему и благословение) также запрещал без причины убивать любое живое существо:

«Тот, кто убьет даже воробья или кого‑то больше этого не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день...»  (Ан‑Насаи).

По мнению маликитов, последние два хадиса отменяют все предыдущие, а значит запрещено убивать собак, кроме тех, что опасны. Большинство ученых сходятся во мнении, что раньше собаки представляли угрозу для людей и наносили вред, но потом это прекратилось, и необходимость убивать собак отпала, за исключением черных — мудрость этого правила ведома только Аллаху. В следующей части я доказываю, что хадисы о чистоте собак напрямую связаны с этим вопросом.

 
Чистота собак

Ни один ученый какого-либо мазхаба никогда не утверждал, что прикосновение к собаке влечет за собой необходимость омовения (вуду), поскольку вопрос удаления наджасы (нечистоты) не имеет ничего общего с омовением.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз» (есть разные варианты этого достоверного хадиса, и в одном из них говорится, что после сосуд нужно также почистить сосуд землей).

Шафииты и ханбалиты опираются на этот хадис, как на доказательство нечистоты слюны и пасти собаки, и, по аналогии, ее тела. Ханафиты и некоторые ханбалиты, в том числе, Ибн Таймия, считают, что хадис доказывает нечистоту слюны собаки, а не ее тела, потому что в нем говорится только о пасти/слюне собаки.

Известен еще один хадис:

«Как‑то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек подумал: эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня. После чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же наверх,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». Его спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ответил: «Награда — за все живое» (Аль‑Бухари).

Ибн Умар вспоминал:

«При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение) собаки мочились (около мечети) и могли беспрепятственно заходить и выходитьиз нее, и люди не поливали водой (те места, где они мочились)» (Аль‑Бухари).

Из первого хадиса маликиты и захириты не делают вывод о нечистоте любой части тела собаки, в том числе, пасти («Аш‑Шарх ас‑Сагир»). Они понимали первый хадис как акт поклонения, то есть собаки не нечисты, но в посуду может попасть их слюна, и поэтому ее необходимо почистить. Второй и третий хадисы использовались как доказательство чистоты собак, если нет предупреждения об обратном.

По мнению маликитов, в Медине во времена табиинов (первого поколения мусульман после смерти Пророка), собаки не считались нечистыми. Они полагали, что это представление проистекает из этих хадисов, а также аята из суры «Аль‑Маида» об использовании охотничьих собак, которые приносят добычу в пасти. Это правило было принято в Медине, и имам Малик был имамом Медины, который учился у учеников знаменитых сподвижников, поэтому я полагаюсь на их мнение в этом отношении.

И, наконец, хотелось бы предложить вашему вниманию особое мнение Ибн Рушда, которое объясняет все заблуждения, связанные с приведенными текстами.

«Аль‑Кади сказал в „Мукаддиме“: „Этот хадис (о собаке, лизнувшей посуду) следует понимать не в смысле нечистоты (наджаса). Скорее он оберегает пьющего из этой посуды от вероятного заражения от, возможно, бешеной собаки путем проглатывания ее слюны. Отсюда предписание очистить посуду семь раз (один из которых — землей), а мы знаем, что это число часто используется при лечении заболеваний“. Ибн Рушд говорит, что предпочитает это объяснение как „маликитское“, а не просто утверждение, что слюна собаки чиста, «поэтому мы просто покорно совершаем ритуал очищения посуды, не понимая мудрости этого предписания» («Бидаят аль‑муджтахид»).

Я согласен с учеными, которые справедливо и логично понимают данное предписание как следствие вспышки бешенства в прошлом. Согласно исламской шкале ценностей, сохранение жизни и здоровья человека должно перевешивать цену жизни собаки, и мы обязаны мыть все предметы, на которые могла попасть собачья слюна. Таким образом, собаки ни в коем случае не нечисты, и нет ничего нечистого в том, чтобы их ласкать и играть с ними, даже если собака вас лизнет. По‑моему, самое разумное объяснение повеления убивать черных собак заключается в том, что какой‑то вид черных собак вел себя агрессивно (болел бешенством), поэтому Пророк (мир ему и благословение) назвал черную собаку «шайтаном».

Даже если вы склонны придерживаться буквальной трактовки текстов о нечистоте собаки, многие богословы полностью уверены в чистоте собачьей шкуры. И даже если собака вас лизнула, то, согласно большинству хадисов, вы просто должны вымыть это место водой, чтобы устранить нечистоту. Поэтому нечего устраивать сцены вокруг собак.

 
Держать собаку

«Поистине, награда за дела того, кто держит собаку, ежедневно уменьшается на карат, если только собака (эта не предназначается для охраны) пашни или скота» (Аль‑Бухари).

Большинство ученых единодушны в том, что этот список полезных собак можно продлить, включив в него собак-охранников дома, собак-поводырей и т. п. Таким образом, согласно мнению большинства, запрещено держать собаку только в качестве компаньона/для развлечения («Аль‑Мавсуа аль‑фикхия»).

Маликиты считают, что этот хадис говорит не о запрете (харам), а о нежелательном (макрух).

Возможно, второй хадис на эту тему, в определенной степени связан с первым:

«Ангелы (проявления милости Господа) не входят в дом, где есть собака или изображение» (Аль‑Бухари, Абу Дауд).

Поэтому, и поскольку Аллах знает лучше, мусульманину следует держать собаку только с определенной целью. В конце концов, если вы не можете без домашнего питомца, можно завести кошку или рыбок.

Что касается мнения тех, кто настаивает на содержании собак в доме в качестве домашних любимцев,то оно находит некоторую — хотя и небольшую — поддержку в классических толкованиях. Во всяком случае, это не то, что определяется как грех на основе четкого, явного текста и что делает еретиком или вероотступником человека, который считает, что это все‑таки допустимо.


Источник: SuhaibWebb

Комментарии  

uli
23.02.2018 14:29 Ответить
дикари
Камол
31.12.2017 12:32 Ответить
https://youtu.be/CtVNtmPIknQ
Pen15
19.11.2017 19:43 Ответить
Спасибо за информацию, завтра пойду и убью всех собак на районе с черной шестью во имя Аллаха.
Alia
05.12.2017 20:28 Ответить
Читайте внимательно.... : «Ты должен убить ее, только если она опасна»
Роза Брандмейстер
05.01.2018 17:28 Ответить
Тогда ты сам сдохнешь от рака во имя Аллаха.
Maksim
01.11.2017 18:59 Ответить
Мудрый был ваш Мухамед потому что не лгал себе в поироде человека и тем кто ему поверил! Не лги в законах природы,и не изменишь истине...я не читал не аяты ни хажисы(и даже не сильно погимаю разницы между ними:)но как же он был ПРАВ...я просто слышу его голос-любите кошек,этих хитрвх умных независимых и гордых творений творца! А собака имеет праыо на жизнь когда она верный помошник и друг человека! Оглянитесь на нынешную толерастию-по улицам нельзя ходить,озверклы е стада дворовых диких тварей кидаются просто так! А полоумные бабки их кормят и как леваки-либераст ы кидаются на защиту этих тварей от всех кто пытается обезопасить улицы...а ведь у них есть внуки...красивы е дочьки чьи ноги эти твари могут покалечить! Я крепкий спорт.парень но у меня скачет давление когда я вижу этих «хозяев"улиц... а кошки-они прекрастны:)
Мария
02.11.2017 12:03 Ответить
Между прочим, именно кошки являются переносчиками многих болезней, и еще..интересно, а не благодаря ли людям у нас по улицам бегает много бездомных выкинутых животных и кошек, и собак
? И злые собаки только потому, что их такими сделали именно мы, люди, которые частенько бывают погрязнее не только физически, но и мыслями, чем собаки..к сожалению...
Оксана
12.01.2018 11:27 Ответить
я с вами полностью согласна
Saida
10.10.2017 20:29 Ответить
Я вот хочу домой шпица, но мама не разрешает, потому бабушка читает намаз. Ну и типо ангелы в дом не будут заходить. Я конечно, расстроилась, потому что это же такие милые собачки, такие маленькие, пушистенькие, с которой можно играться.))
Висхан
20.02.2018 17:34 Ответить
А Мама не читает намаз?
Майя
21.09.2017 11:45 Ответить
Хадис,каким бы "достоверным"он ни был,не может носить абсолютного запрета,если нету ему подтверждения в аятах.Если бы на содержание собаки в доме был категорический запрет,Аллах непременно упомянул это в Коране.
Руслан Шаймарданов
29.08.2017 07:33 Ответить
Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи ва баракятух.каког о мазхаба придерживается автор этого текста?какая ученая степень в исламе?не получается ли,что выводы сделаны по незнанию (бид’а)?и,на сколько я знаю,в мечети дозволен впускать только одно животное и это кошка.я не против собак.и не собираюсь убивать их,даже если она чёрная,как уголь.возможно, когда человек пришёл в гости к родственникам на «день благодарения» и высказал радикально свою тоску зрения.ислам учит нас мягкости и тактичности.и ещё,собак в охоте разрешено использовать только обученных этому.в противном случае,она может задушить зверя(загрызть и т.д.),тогда,мяс о животного не пригодно для еды(харам).дума ю,прежде,чем делать выводы,согласно этой статье,нужно спросить у ученых,знанию которых можно довериться.
нурик
05.12.2017 21:16 Ответить
Ас-саляму ‘аляйкум ва рахмату-Ллахи ва баракятухчитаю! Читаю намаз но кошек терпеть не могу, даже если и в мечеть ее дозволено впускать, я их со двора даже гоню. Они переносчики каких то паразитов говорят опасных для беременных. Собак держал и буду держать. Да и кстати в мечеть разные люди ходят среди них есть и не правильные в том числе кошки
Фотима
19.07.2017 17:34 Ответить
Пожалуйста скажите как назвать собаку
Фотима
07.01.2018 16:08 Ответить
Назови собаку фотимай
Асия
02.06.2017 21:46 Ответить
А можно гладить собаку трогать шерсть ? Имеется ввиду гладить так чтоб она вас не облизала?
Индира
27.05.2017 13:56 Ответить
Всем добрый день! Tim я считаю что вы верно подметили. Вера моя ислам, но у меня есть собачка. И я Ее очень люблю. А как же тогда другие животные? Всех остальных можно? Только Всевышний знает и только ему судить.
Галан
20.03.2017 19:13 Ответить
Кто в итоге прав? Аллах или люди, которые возомнили себя подобными Аллаху и написали хадисы, словно указывая Аллаху, что Коран не совершенен? Кому из них верить?
Фотима
07.01.2018 16:15 Ответить
Посмотри ролики на YouTube всяких муфтиев. Эти уроды позорят религию нелогичными ответами на вопросы, и без всяких ссылок на Коран. Надо читать Коран, верить в единого Аллаха и совершать намаз 5 раз в день -то есть быть суннитом. А эти танцоры суфисты делают по 200 ракьатов и после начинают совершать непонятные танцы.
Фарханат
04.01.2017 11:29 Ответить
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух ! А если меня попросили присмотреть несколько дней за домашней собачкой (с проживанием) на несколько дней что тогда !? Я намаз читала и он рядом был и платье мог понюхать!?
manager
05.01.2017 10:41 Ответить
Ва алейкум ассалам! Пожалуйста, задайте свой вопрос через форму "Задать вопрос" на сайте. Заранее спасибо.
Қант
23.02.2017 10:07 Ответить
Да не слушайте вы его, если сказано не чиста она значит не чиста
Аiya
03.10.2017 22:54 Ответить
Вот почему Ислам не может стать полноценной религией. Пока есть такие как сахар. Тунельность мышления толкователей Ислама довела веру до границ маразма. Женщина приравнена к вещи( значит твоя мать вещь?) Водить авто женьщинам нельзя( мозгов нет) значит ваши сестры и матери дуры! Животных благодаря которым выжило человечество ни во что не ставить. НЕ Задумывались горе толкователи что на том свете ответять за каждую букву.... нет потому что Тупые!
.:6&?
07.01.2018 16:17 Ответить
Из-за таких как ты
Дина
04.03.2018 14:55 Ответить
Вот я тоже так считаю,давай пообщаемся!
Муслима
22.12.2016 19:58 Ответить
Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракутух. Я хотела спросить можноли держать маленькую собачку как домашнее животное , мы его не кормим свининой то что едим мы то и даем ему , он не выходит на улицу и не нюхает других собак , он дома в чистоте мы его моем каждую неделю . Можно ли при таких условиях деражть собаку как питомца ?
manager
23.12.2016 13:44 Ответить
Ва алейкум ассалам! Пожалуйста, задайте свой вопрос через форму "Задать вопрос" на сайте в разделе Фатвы. Заранее спасибо.
Еркен
09.10.2016 18:51 Ответить
Ассаламуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Братья а можно такой вопрос к нам домой собака пришла сама, и не один раз, но мы каждый раз отдавали кому то или же забирали у нас но сегодня пришла еще одна собака, после этих статьи у меня в выборах замешательство! Пришел в этот раз щенок и цвет у него черный, я не знаю что с ним делать? Выгонять, жалко , а оставлять родители против можете помочь с вопросом, извиняюсь если не вопрос вышел из за не грамотности!Спа сибо жду ваших ответов
Марета
05.05.2017 10:22 Ответить
Ты должен осмотреть собаку ПОЛНОСТЬЮ, к нам тоже приходила собака черная, дядя хотел её убить. Пока он не приехал я нашла на лапе пятно белое. Да и сказано в статье убивать тех собак которые могут навредить. Если не хочешь выгонять, скажи родителям, пусть проживет временно до того времени, как сможет сам за себя постоять. Если будет возвращаться отвези где ценят собак. Мы отвезли в Кабарду.
Мурат.
16.07.2016 08:34 Ответить
_______8: Аль-анфаль "Добыча" 27:О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно.
Мурат.
16.07.2016 08:33 Ответить
У мусульманина ни каких проблем не должно возникать у нас два пути Коран и сунна. В Коране Аллах говорит -----------4: Ан-ниса' "Женщины"14:А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения.----42: В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают, чтобы земля сровнялась с ними. Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы.-------- --136:О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение. ----------150:В оистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других", - и хотят найти путь между этим,
Айтпайм
19.07.2017 07:33 Ответить
Согласен с тобой.Баракалла ху. фикум
Мурат.
16.07.2016 08:29 Ответить
И поэтому при охоте собака разрешена и при охране дома или для любого дела чтоб собака охранял. Но в доме держать не нужно так как ангелы в дом не заходят. И потом даже во дворе держать чисто для развлечения наверное не стоит потому что дети могут играть с ней по любому слюна попадает на одежду на руки и в конце концов в рот. А кто следит за детьми чтоб они защищены были от слюны не зная того мы и сами детей возмем и сами об них и испачкаемся не зная того. И тут можно много конкретизации написать по поводу почему. Раз сам пророк мир ему и благословение Аллаха сказал то какие проблемы???
Аiya
03.10.2017 23:01 Ответить
Назовите стих в Коране в котором написано что Ангелы не любят собак? Нет такого... люди боялись бешенства и приписали кучу маразмов бедной собаке. Ох накажут за это людей!!!
Мурат.
16.07.2016 08:04 Ответить
Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракутух. В каком то хадисе говорится. После того как собака принесет дич или то что вы на охоте убили то это животное надо хорошо промыть смысл улавливаете???. И потом любое мясо мы варим жарим и там убиваются все микробы и поэтому собака разрешенный при охоте.... но выше я прочитал что автор написал что один хадис онулирует другие хадисы как так то???? Если бы это было так то можно много хадисов онулировать. Хадис на то и хадис это сунна пророка мир ему и благословение Аллаха и как можно одним хадисом онулироваться другой это получается путь пророка мир ему и благословение Аллаха один путь можно онулироваться так что-ли? ?? Братья если я в чем то не прав обясните.....
Timur
28.06.2016 06:16 Ответить
UBIT BEZ PRICHINI DAZHE MUXU GREX....ESLI TOLKO ONA NE NANOSIT VRED CHELOVEKU...
Mrayima
14.02.2016 13:46 Ответить
Да умножит Аллах благо автору статьи и хозяину сайта за публикацию. Такие статьи очень важны. Пусть Аллах вселит в наши сердца милосердие к животным, но пусть животные не становятся нашими кумирами.
tim
26.08.2015 18:09 Ответить
Если в коране не сказано о нечистоте собак , тогда зачем слушать предание человеческие? Если в те времена собаки были на охоте и приносили в пасти своей дич. И мусульмане кушали эту дич. Я считаю , что это версия о нечистоте неимением основание! Каждая животное на лапах , моется своим языком. Она Богом так создана. У ней нет рук помыться. И тем более , в пасти собак, почти нет болезнетворных бактерий.
алим
07.08.2015 21:31 Ответить
Джазака Аллаху хайран. Полезная статья.
Ринат
24.06.2015 22:28 Ответить
Джазака Аллаху хайран Полезная статья
Бек
04.04.2015 15:09 Ответить
Хорошая статья
анастасия
16.10.2014 08:42 Ответить
Лидия, судя во комментарию, статью не читала и исламом не интересуется...
Пророк (мир ему и благословение) также запрещал без причины убивать любое живое существо:

«Тот, кто убьет даже воробья или кого‑то больше этого не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день...» (Ан‑Насаи).

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх