Жизнь мусульманина в умме, а не за ее пределами

Print

  Жинан Рубченкова

Перед смертью отец собрал своих троих сыновей и сказал: «Дети мои, я умираю, но перед своей смертью хочу дать вам свой последний завет».

Отец достал веник, отломил от него один прут и протянул его младшему сыну со словами: «Попробуй сломать этот прут». Младший сын без труда сломал прут. Тогда отец достал из веника три прута и протянул их среднему сыну с той же просьбой. Средний сын сломал три прута.

Отец отдал весь веник старшему сыну и сказал: «Попробуй сломать его». Как ни старался старший сын, он не мог сломать веник. Тогда два его брата попытались помочь ему, но и втроём они не смогли сломать веник.

И отец сказал: «Сыновья мои, по одиночке вы слабы, как один прут, но все вместе вы сильны, и никто не сможет сломить вас. Мой завет вам: будьте вместе».

Именно такими и должны быть мусульмане, как прутья — все вместе, дабы никто и ничто не смогло сломать нас.

Создавая человека, Аллах не предписал ему быть одиноким, Он создал для него супругу, а от них произвел род. Именно поэтому человеку присуще врожденное стремление жить рядом с людьми, в коллективе, общине, обществе.

Всевышний Господь говорит о том, что не только людей, но всех творений Он создал и объединил в общины, группы:

«Мы сотворили все сущее парами, быть может, вы помяните назидание» (Коран, 51:49)

Выбирая же отшельнический образ жизни человек борется с естественной потребностью жить в социуме, что, конечно, не может не сказаться на его психологическом и физическом состоянии. Отказ от коллективного образа жизни формирует слабых и неполноценных личностей, что приводит к деградации отдельных людей или же вовсе части общества.

Однажды Али Ибн Абу Талиб зачитал мусульманам 103 и 104 аяты суры «Пещера»:

«Скажи: “Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?”» (Коран, 18:103-104).

Затем он сказал:

«Этот аят, в частности, подразумевает монахов и отшельников, которые думали, что, уединившись в горах, лесах и пустынях, они совершают хорошее деяние» 

И в действительности, отшельничество, уединение и затворничество не может способствовать духовному росту верующего, а наоборот вызывает множество негативных качеств, таких как, например: лень, пессимизм, высокомерие, тщеславие, надменность, еще хуже — отход от религии Аллаха.

По этому поводу можно привести историю, когда один человек по имени Саляба Ансари пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) с просьбой помолиться за него, дабы Аллах наделил его богатством, на что Пророк (мир ему и благословение) ответил, что малое состояние для него будет лучше.

Но Салаба никак не мог избавиться от мысли о богатстве. Поэтому трижды он приходил к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) со своей просьбой. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочел за него дуа и Салаба начал заниматься разведением овец.

Очень скоро количество скота увеличилось на столько, что жизнь в Медине стала невозможной и он, приобретя участок на окраине Медины, перебрался туда. Раньше Салаба все намазы совершал в мечети, однако с расширением хозяйства времени оставалось все меньше. В результате, он совершал в мечети лишь пятничные намазы.

Спустя некоторое время стадо Салабы увеличилось еще больше и пастбищ вокруг Медины тоже стало не хватать. Тогда Салаба переселился в пустыню, потеряв связь с Мединой. Теперь он не мог участвовать даже в пятничных намазах.

Когда же Пророк (мир ему и благословение) послал к нему человека, чтобы взять закят, как и с остальных состоятельных мусульман, он отказался выплачивать его. Об этом бесчинстве рассказали Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), на что он с сожалением сказал: «Горе Салабе!»

Если таким образом жизнь вне общины оказалась губительной даже для сподвижника, то что же тогда говорить о нас с вами?

Посмотрите какова мудрость Всевышнего Аллаха в том, что Он вменил в обязанность пятничную молитву, чтобы объединить мусульман вместе и чтобы эта связь постоянно поддерживалась! Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так же призывает мусульман к жизни в общине, а не за ее пределами: «Рука Аллаха с джамаатом», «шайтан с одним, а от двоих он отдаляется», а так же «волк съедает отбившуюся овцу».

Если же говорить о поклонении вообще, то поклонение в джамаате превышает в награде поклонение в одиночку. Так, например, за молитву, совершенную одному, мусульманин получает 10 вознаграждений, а в джамаате в 27 раз больше.

Верующий, находясь в коллективе, расширяет круг возможностей заработать как можно больше вознаграждений на весы добрых дел, а это: поддержание родственных связей и братских уз, призыв людей к одобряемому и отклонение от порицаемого, кружки поминания Аллаха и чтения Священного Корана, когда ниспосылается спокойствие на верующих, ангелы покрывают их своими крыльями и читают им дуа, и даже улыбка в лицо брату своему, за которую мусульманин получает награду как за милостыню.

Давайте вспомним, как началась пророческая миссия Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Одним из первых призывов прозвучал:

«О завернувшийся, вставай и увещевай...» (Коран, 74:1-2)

Всевышний Аллах не обращается в этом аяте по имени, или же «о пророк», а делает акцент на слове «завернувшийся», как бы подчеркивая то, что тебе, Пророк не следует поклоняться Господу, отдалившись от людей, закутавшись, закрывшись, уединившись, а следует выходить в люди, именно таким образом, и никак иначе.

Если же мы посмотрим на то, как вели себя сподвижники Пророка (мир ему и благословение), то увидим, что они не замкнулись в своих домах, пещерах или горах, а наоборот, разъехались по разным странам с призывом к Исламу.

Если мы будем вести затворнический образ жизни и каждый из нас перестанет посещать дома Аллаха, то скажите, зачем нужны будут мечети?

Если мы будем оставаться в своих домах, кто узнает, что в этой стране тоже проживают мусульмане?

Если мы не будем контактировать с людьми, то как они узнают об Исламе?

Или же мы хотим кормить наше общество лишь искаженной информацией из СМИ? Если «да», то почему жалуемся на то, что люди видят в Исламе лишь негатив, ведь в этом тогда лишь наша вина.