Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Взгляд ислама на гипотезу внеземной жизни

Print

  Джамал Мимуни, Низал Гессум

По мнению многих ученых, обнаружение внеземных форм жизни станет следующим великим шагом для человечества. Действительно, по словам одного из самых влиятельных сторонников этого начинания, американского астронома Карла Сагана (Carl Sagan), такие исследования состоят в поиске «космического контекста для человеческого вида», то есть, по сути, являются «поиском самих себя».

Возможно, эти заявления звучат слишком громко, но не надо быть провидцем, чтобы понять, что такое открытие будет иметь не просто далеко идущие последствия, но радикальным образом повлияет на ход развития человеческой цивилизации.

Вторая причина считать подобный проект великой миссией заключается в том, что на его успешный результат можно рассчитывать, скорее всего, через десятки и даже сотни лет. И это по самым оптимистическим прогнозам!

На сегодняшний день, за исключением самых близких к нам объектов Солнечной системы (Марса, Европы, Титана и других), исследования заключаются, в основном, в попытках обнаружить галактические сигналы/ сообщения, что подтверждает слабость развития наших транспортных технологий. Но, как ни низки шансы, цель настолько важна, что у нас есть все основания ею заинтересоваться.

Поскольку человечеству потенциально предстоит пережить уникальный культурный шок столкновения с Дантовым измерением, любопытно рассмотреть отношение различных ценностных систем и философий к таким поискам внеземной жизни и влияние этих поисков на нас.

В данной статье мы попытаемся изложить общую позицию ислама, впрочем, отдавая себе отчет в том, что в этой религиозной традиции не существует однозначного мнения по этому вопросу. В частности, мы рассмотрим фундаментальные исламские тексты в интерпретации ученых классического периода и современности. Мы также попытаемся, в порядке гипотезы, изложить наше понимание «исламской» реакции на возможное открытие внеземной цивилизации: применимо ли будет послание ислама к этим существам? Присуща ли им ответственность за свои поступки? Заботит ли их День воздаяния? и пр.

Хотелось бы с самого начала подчеркнуть, что, к сожалению, очень немногие ученые обращались к этому предмету как в эпоху классического ислама (X-XIV в.), так и в наше время. С другой стороны, интерпретации религиозных текстов, касающихся этого вопроса, настолько различны, что это еще больше усложняет обсуждение данного предмета.

Прежде чем перейти к предмету наших рассуждений, т.е. собственно, внеземному разуму, хотелось бы сделать два важных замечания.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что большинство мусульманских ученых и комментаторов Корана редко или совсем не возражают против вероятности существования в космосе иных миров. Их позицию подкрепляет ряд аятов, которые, по-видимому, делают их доводы вполне очевидными. Рассмотрим некоторые из них:

«Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель…» (Коран, 65:12)

(многократно отмечалось, что на языке Корана «семь» значит «много»);

«Хвала Аллаху, Господу небес и земли, Господу миров!» (Коран, 45:36)

(та же идея, что и в самых первых аятах Корана: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров» (Коран, 1:1-2)).

В самом деле, великий философ и теолог Аль-Рази (IX-X в.) начинает свой многотомный тафсир с того, что, по его мнению, эти первые аяты подразумевают существование жизни на небесах…

Некоторые комментаторы, особенно классического периода, часто интерпретируют слово «миры» как нефизические (т.е. царства ангелов [1] и джиннов [2]).

Сравнительно недавно возникла такая интерпретация, как «небесные миры». Красноречиво написал об этом известный современный толкователь Корана Юсуф Али (Yusuf Ali) в 1934 году:

«Жизнь не ограничена одной нашей маленькой планетой. Уже очень давно родилась гипотеза о существование живых организмов, наподобие людей, на планете Марс… и разумно предположить, что Жизнь в той или иной форме рассеянна где-то среди миллионов небесных тел, рассеянных в космосе» («Священный Коран: текст, перевод, комментарии».)

Аналогичным образом, Морис Бюкай (Maurice Bucaille) в своей популярной книге «Библия, Коран и наука» пишет:

«…читатель Корана немало удивится, обнаружив, что во Вселенной можно найти земли, подобные нашей…».

Во-вторых, следует отметить, что существование внеземной жизни в примитивной форме (например, растения) никогда не вызывали у мусульманских ученых любых эпох никаких сомнений. Многие из них упоминали и подчеркивали, что о существовании растений на небесах говорит Коран, например в аяте

«…Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле» (Коран, 27:25).\

Этот аят можно понимать так, что речь идет о растениях, потому что оригинальное арабское слово «хаб'а» (переведенное как «сокрытое») может означать и «то, что скрыто» и «растения».

В любом случае, в данной работе мы не будем рассматривать влияние открытия примитивных форм жизни, потому что оно не будет иметь больших теологических последствий.

 
Место человека во Вселенной согласно исламу

С древних времен представления человечества о Вселенной – и своем месте в ней – очень сильно изменились и эволюционировали. Произошло смещение центральной идеи от упрощенно-геоцентрической и антропоцентрической моделей к «принципу заурядности» (согласно которому человечество – не более чем обычный вид в обширном природном ландшафте космоса) и, наконец, к антропной модели (в которой существование людей играет центральную роль в характеристиках и эволюции данной Вселенной), а также к теории многообразия вселенных (согласно которой наша – только одна из неисчислимого множества вселенных, преимущественно лишенных жизни и смысла).

Примечательно, что исламский взгляд на место человека во Вселенной (Вселенных) неоднозначен: в Коране есть аяты, которые, казалось бы, ставят нас в центр всего сущего, наряду с аятами, которые гласят, что мы – только один из многих видов, среди которых есть разумные и морально ответственные.

Среди аятов, из которых можно заключить, что человек – это ось, вокруг которой вращается все остальное, приведем следующие:

«Разве ты не видишь, что Аллах подчинил вам все, что на земле, и корабли, которые плывут по морям по Его воле? Он удерживает небо, чтобы оно не упало на землю без Его соизволения. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (Коран, 22:65)
«[Аллах] подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день» (Коран, 14:33)
«Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами? Но среди людей находится такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знания, ни верного руководства, ни озаряющего Писания» (Коран, 31:20)

В то же время другие аяты снижают важность человека во Вселенной:

«Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей, но большинство людей не знает этого» (Коран, 40:57).

Юсуф Али комментирует:

«Человек сам по себе – крошечная часть мироздания, почему же он так эгоцентричен?».

В других аятах упоминается, что положение человека на космической лестнице до некоторой степени относительно, например:

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (Коран, 17:70)

Необходимо отметить, что выражение «многие другие твари» подразумевает существование других созданий, которые тоже имеют некие отличия, но за человеком закреплено «явное превосходство».

Этот спор о важности или центральной роли человека во Вселенной в исламской космогонии, продолжался в мусульманской традиции и культуре много веков, главным образом, среди мыслителей и философов, а иногда и среди богословов. К примеру, один из самых выдающихся ученых «золотого века» ислама Аль-Бируни считал Вселенную «лучшим из миров», а человека – целью ее существования. С другой стороны, Ибн Рушд (Аверроэс – виднейший философ в истории ислама) считал, что Вселенная создана, чтобы в ней жил человек, но не все создано для человека

 
Внеземные формы жизни и Коран: «дабба» – разумные существа, обладающие телом

Коран – священное писание ислама, которое верующие считают прямой речью Бога – содержит различные указания на разумную внеземную жизнь. Эти указания обычно находятся в аятах о всевозможных чудесах, созданных Аллахом.

Некоторые ученые толкуют их как однозначное указание на существование внеземной жизни, другие более осторожно интерпретируют их как указание на ее вероятность, при этом чаще всего они отмечают, что эта вероятность в любом случае не противоречит догматам ислама.

Давайте рассмотрим некоторые из этих аятов. Например, одно из самых явных указаний на внеземную жизнь находим в следующем аяте:

«Среди Его знамений – создание небес и земли, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает» (Коран, 42:29)

Оригинальное (и ключевое здесь) арабское слово «дабба» переведено как «живые существа». Согласно комментариям Юсуфа Али, «дабба» значит «звери, живые ползающие существа всех родов». Другие комментаторы считают, что это слово означает «любое разумное существо, обладающее телом и способное самопроизвольно двигаться», в отличие от бестелесных духовных сущностей, вроде ангелов. То же слово используется в другом важном аяте:

«Аллах сотворил все живые существа из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырех. Аллах творит то, что пожелает…» (Коран, 24:45).

Комментируя аят 29 суры 42, мусульманский ученый XII века Шаббир Ахмад Усмани утверждает:

«Из этого аята явствует, что подобно тому, как есть разные виды животных – живых созданий – на земле, они есть и на небесах».

Еще один значительный аят, подразумевающий существование на небесах живых созданий, над которыми господствует Аллах:

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (Коран, 19:93) [3],

а затем:

«Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» (Коран, 19:94-95).

Это значит, что у этих созданий есть представление о моральной ответственности, они способны отчитываться за свои труды и деяния, отсюда можно сделать вывод, что эти организмы обладают развитым головным мозгом и сознанием.

Итак, эти и другие аяты в толковании разных ученых подразумевают существование иных форм жизни вне Земли.

Также отметим, что сподвижник Пророка ислама и, вероятно, величайший знаток Корана раннеисламского периода Ибн Аббас понимал вышеупомянутый аят («Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель…» (Коран, 65:12)) как подтверждение существования множества других планет, подобных нашей и населенных разумными существами, подобных нам, у которых тоже есть пророки, подобные нашим Ною, Иисусу и Мухаммаду (мир им).

Впрочем, следует признать, что, насколько нам известно, это крайняя точка зрения, которую не разделяли больше никакие мусульманские ученые. Тем не менее, эта позиция весьма любопытна, учитывая тот факт, что она принадлежит одному из самых авторитетных сподвижников Пророка, занимавшему особое место среди первых мусульманских ученых (сами сподвижники Пророка называли его «мудрец этой уммы).

Следующий аят дал почву для горячих дискуссий и тщательного изучения, так как считается, что в нем идет речь о внеземной жизни и внеземном разуме:

«Среди Его знамений – создание небес и земли, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает» (Коран, 42:29).

Немногие ранние комментаторы видели в нем прямое указание на существование за пределами нашей планеты физических существ. Например, толкователь Корана классического периода Аль-Фарра (IX-X вв.) не придавал значения обстоятельству места «на них», считая, что речь идет только о земле. Другие классические муфассиры, например, Ат-Табари (IX-X в.) и Аль-Куртуби (XIV в.), также полагали, что речь идет только о жизни на земле, тогда как один из самых прославленных толкователей Корана Ибн Касир (XV в.) считал, что выражение «живые существа» обобщенно подразумевает людей, ангелов, джиннов и животных, и все они, естественно, расселены на небесах и на земле.

Один из первых классических толкователей Корана Муджахед (VII в.) рассуждает, что в этом аяте говорится только о людях (на земле) и ангелах (на небе). С другой стороны, Ибн аль-Мунир (XIV в.) утверждает, что, по нормам арабского языка, слово «дабба» (здесь переводимое как «живые существа») не может относиться к людям или ангелам, поэтому он заключает, что смысл аята следует ограничивать только земными существами. Более того, было отмечено, что в другом аяте («Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы…» (Коран, 16:49)) «ангелы» совершенно четко отделены от «животных» («дабба»).

Далее, современный комментатор Аль-Алусси (XIX в.) указывает на упоминание о небесах, из чего он заключает, что данный аят определенно подразумевает существование живых существ в космосе.

В наши дни толкователи не только подчеркивают «внеземную» интерпретацию вышеприведенных аятов, но иногда и указывают, что фраза «Он способен собрать их, когда пожелает» означает возможную встречу человека с этими созданиями…

 
Каково послание ислама внеземному разуму?

Если предположить, что в будущем нам предстоит получить ясное послание от некого внеземного разума, какой будет реакция мусульман и их отношение к этим существам? По причинам, изложенным выше, это открытие, несомненно, будучи культурным шоком колоссальной силы, не составит серьезной теологической проблемы для ислама. Даже мусульманские ученые, весьма осторожно толкующие аяты, связанные с этим предметом, склонны весьма легко принять это событие, так как оно полностью согласуется с могуществом и мудростью Бога.

Конечно, отношение к этим существам во многом будет зависеть от их конкретных качеств: уровня «разумности», степени симпатии к нам, людям, и, прежде всего, тем, как они к нам отнесутся [4].

Необходимо признать, что те, кто рассуждает о такой встрече, не всегда понимают, какой огромный физиологический, морфологический и интеллектуальный отрыв от нас мы можем обнаружить, если кроме нас во Вселенной действительно кто-то есть. Большинство людей представляют себе, что по морфологическому и психологическому устройству эти живые существа хотя бы отчасти похожи на нас, то есть нам придется иметь дело с неким новым членом огромной семьи, где все, так или иначе, принадлежат к человеческому типу. И мало кто правильно оценивает тот факт, что прямой контакт может оказаться для нас фатальным, так как вполне возможно, что в плане научно-технического прогресса мы будем примерно в «каменном веке» по сравнению с ними.

В любом случае, если предположить, что в течение длительного времени после первого контакта коммуникация будет ограничена межзвездными посланиями без прямого контакта, то на этом этапе, вероятнее всего, будет иметь значение только их интеллект и психология (воинственны они или миролюбивы? Какой логикой руководствуются? Имеют ли альтруистические наклонности?), а не морфология и внешность (форма тела, количество глаз и конечностей, физические свойства тканей организма, способ общения). Поэтому у нас будет достаточно времени, чтобы обдумать вопросы «взаимодействия» и психологически привыкнуть к этим созданиям.

Если по интеллектуальному развитию те, с кем мы вступили в контакт, будут слишком далеки от нас, то, очевидно, мы не сможем наладить полноценную коммуникацию. Если их развитие намного выше нашего, то общение с этими существами, по всей вероятности, будет похоже на наше общение с муравьем – реши он вступить в контакт с человеком. Удачно выразил эту мысль английский писатель-футуролог Артур Кларк (Arthur Clark) сказал:

«Любая высокоразвитая технология неотличима от волшебства».

Рассматривать обратную ситуацию нет смысла, так как, во-первых, сравнение человека с муравьем все объясняет, а во-вторых, при нашем уровне развития техники мы еще долго не сможем первыми вступить с кем-то в контакт, и если это произойдет, то только благодаря более высокоразвитой внеземной цивилизации. Таким образом, само условие полноценности коммуникации естественным образом ограничивает диапазон форм внеземной жизни, с которыми мы можем иметь дело, оставляя в нем только тех, кто имеет, строго говоря, уровень интеллекта и тип мышления, сопоставимые с нашим.

С другой стороны, по каким-то причинам внеземной разум, может оказаться на близкой к нам ступени природного (эволюционного) развития, что означает схожую морфологию, а главное, близкую к нам ступень умственной и нравственной зрелости. Научная фантастика предлагает нам огромный ассортимент форм разумной жизни, но, скорее всего, это не более чем именно фантастика. И, быть может, есть некий космический закон, который предписывает заключение именно такого, более-менее равноправного, «союза»[5]. Эта возможность, несомненно, утешительна.

Теперь давайте шагнем еще дальше и предположим, что мы действительно установили контакт с внеземной цивилизацией и обнаружили, что ее представители не слишком отличаются от нас интеллектуально и имеют схожую систему религиозных верований, в центре которой стоит идея единства и всемогущества Создателя (который в нашей понятийной системе называется Богом или Аллахом), о существовании которого им известно благодаря каким-то откровениям, принесенным некими посланниками из их цивилизации. Какой же будет реакция мусульман

Мусульмане, вероятнее всего, подозревают, что из 124 тысяч пророков, посланных Богом для передачи руководства Миру, как сказано в сунне Пророка (мир ему и благословение), некоторые могли быть посланы и нашим братьям по разуму, поэтому мы постараемся найти нечто общее. В конце концов, как подчеркивают многие мусульманские ученые, во многих местах Корана Бог назван «Господом миров» (именно во множественном числе). Мы можем подозревать, что между нами возможны теологические дебаты и даже проповедь, опираясь на тот факт, что, согласно Корану, все живые существа будут отчитываться перед Богом за свои деяния в Судный день (Коран, 27:65, 19:93-96).

Можем рассмотреть и еще одну возможность, а именно, что эти существа пришли к вере во всесильного творца без какого-либо откровения, т.е. путем рационального анализа или через иррациональную веру. Но с религиозной точки зрения, было бы ошибочным придерживаться столь низкого мнения о господстве Бога, чтобы предполагать, что Он снабдил наставлением неких разумных существ в одном уголке Вселенной (например, нашем) и не сделал этого для других.

Итак, каким же принципом будут руководствоваться люди в отношении этих существ? Если цель жизни человека на Земле, как сказано в Коране:

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28:77),

то это, несомненно, должно быть применимо ко всем разумным существам.

 
Ислам и любовь к ближнему

Позвольте остановиться на некоторых исламских принципах альтруизма, которые могут быть актуальными в свете возможного контакта человека и внеземного разума.

Мы представим эти принципы, начиная с самых общих, таких как принцип всеобщего братства, который можно применить и к нашим предположительным братьям из других галактик, заканчивая частными, к которым относится, например, принцип простой толерантности.

Безусловно, их применимость будет зависеть от настроя и отклика другой стороны. Некоторые из этих принципов взаимосвязаны, и рассматривать их по отдельности неудобно, да и нет смысла, поэтому мы допустим некоторое пересечение понятий.

 

Братство

Принцип братства всего человечества играет в исламе настолько важную роль[6], что это дает основания распространять его и на наших братьев из других галактик, если интеллектуально они будут к нам достаточно близки. Чем ближе к нам этот вид, тем более уместным мы считаем такое обобщение.

С другой стороны, никакое человеческое сочувствие не может сделать эти существа членами этого братства, если вдруг они окажутся воинственными или кровожадными (в большей степени, чем люди!), поскольку они будут руководствоваться логикой «хищник – добыча». Но даже в этом случае, при условии, что враждебное поведение данного вида обусловлено культурой, а не генетикой, то этот неуправляемый вид все-таки подает надежды на способность усвоить новую этику отношений, особенно если ему будет показано, что это в его интересах.

Эта гипотетическая межгалактическая педагогика может иметь форму угрозы, если случится, что на момент установления контакта, другая сторона имеет меньшие технические возможности по сравнению с нашими. Разве не этот метод мы более-менее успешно применяем к нашим детям, пока они маленькие? Только если обмен сообщениями будет занимать столетия, то нельзя исключать, что за это время они сделают скачок в технологическом отношении, и тогда наши угрозы могут иметь неприятные последствия…

Также можно представить, что разрыв между ними и нами так велик, что гарантировать понятность сообщения никаким способом невозможно, в таком случае их фильтры восприятия просто не смогут пропустить наши выражения братства. Возможно, коммуникация сможет продолжаться на основании каких-то универсальных законов природы, но ее глубина уже будет ограничена.

 

Доброта к ближнему

Этот общий исламский принцип, тесно связанный с предыдущим, тоже имеет огромное значение для наших рассуждений, особенно в части, касающейся прямого взаимодействия с нашими галактическими братьями.

Доброта к ближнему начинается с соседей: помогаете ли вы им, заботитесь ли о них. Для этого вы должны знать соседей достаточно хорошо, чтобы уметь помочь им в их проблемах. Пророк ислама сообщил:

«Джибриль не переставал давать мне наставления относительно хорошего отношения к соседу, так что я даже подумал, что он прикажет мне включить его в число моих наследников».

На нас лежит ответственность за их благополучие, это даже вопрос веры:

«Не является верующим тот, кто наедается досыта, в то время как его сосед голоден».

Как видим, это учение идет намного дальше «взаимных услуг», скорее, оно основано на самоотверженной любви и альтруизме.

Эта забота о ближнем простирается и на путника и чужестранца, которым верующий обязан оказать гостеприимство. Действительно, это гостеприимство, глубоко коренящееся в обычаях бедуинов Аравийского полуострова, ислам возвел до нравственно-религиозного принципа. Не прослеживается ли в этом определенный символизм, если провести параллель между чужестранцем из пустыни, возможно, сбившимся с пути, и межгалактическими путешественниками, которые, вероятно, оказались на Земле случайно? Разумеется, можно ожидать, что исламская доброта к ближнему, распространяющаяся даже на животных, может распространяться и на другие формы жизни!

 

Миролюбие

Как все другие религии, ислам придерживается принципа миролюбия, возводя его в религиозную заповедь. В Коране изложено универсальное правило, запрещающее кровопролитие:

«По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям…» (Коран, 5:32).

Пророк ислама категорически утверждал:

«Кровь и имущество священны для вас».

Немало заблуждений по-прежнему окружают широко обсуждаемый принцип джихада, часто неправильно переводимый как «священная война мусульман». На самом деле, ислам оправдывает войну только в том случае, если народ подвергся агрессии, и даже тогда реакция должна быть адекватной.

 

Сотрудничество ради общего блага

В случае столкновения с внеземным разумом, если нормальное и всестороннее взаимодействие будет невозможным из-за серьезной культурной несовместимости или препятствий физического и биологического характера, все равно возможно сотрудничество ради общего блага в таких областях, как торговля и даже культурный обмен. В Коране сказано:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).

 

Толерантность

Это, вероятно, самая слабая разновидность альтруизма. В простейшем выражении она заключается в том, чтобы не вмешиваться в чужие дела. В более сильном проявлении она заключается в согласии на чье-то присутствие и уважение его верований, манеры вести себя и одеваться и т.п.

Тем не менее, даже если в современном мире толерантность воспринимается как непреложная истина, терпимость к религии других нельзя считать гарантированной. Нетерпимость может принимать разные формы, и борьба с ней должна идти постоянно. Ислам поддерживает принцип свободы вероисповедания. В Коране мы читаем:

«Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256).
 
Выводы

Нет сомнений, что подтвержденный контакт с внеземным разумом самым радикальным образом повлияет на человечество, его представления о космосе, своем месте и роли в нем, место и форму его религий и даже его отношения с Богом. Обсуждая научно-философские вопросы, связанные с поиском внеземного разума («Одиноки ли мы?») Пол Дэвис (Paul Davies) не без сарказма замечает:

«Тяжело представить, что великие религии мира смогут продолжать существовать в нынешней форме, если будет получено инопланетное послание».

В самом деле, наделенные интеллектом (возможно, высокоразвитым интеллектом) инопланетные существа через собственную позицию в отношении религии, либо посредством своих технологий, скорее всего, значительно превосходящих наши, обязательно самым серьезным образом повлияют на наши религиозные взгляды, пишет он.

А как же отнесутся к этой встрече мусульманские мыслители и ученые? Вообще, каковы взгляды ислама на существование разумных существ вне земли и наши отношения с ними?

Мусульманские ученые, особенно современные, похоже, полностью привязаны к священным текстам и их очевидному смыслу, не слишком стараются экстраполировать священные заповеди и держатся в стороне от либеральных интерпретаций аятов. Они тяготеют к одной из двух позиций: 1) «принцип полной реализации всемогущества Бога», 2) «полная реализация антропной модели». Первый принцип подразумевает существование множества миров и народов в довершение величия Творения, второй отрицает существование других разумных существ во Вселенной и делает людей истинными наследниками или наместниками Бога.

Оба лагеря придерживаются одного исламского принципа: Бог сотворил все сущее, большое и малое, с определенной целью, хотя она не всегда постижима для человека. При этом два лагеря приходят к абсолютно разным выводам в том, что касается отношений между Богом, человеком и космосом: либо это уникальные/особые отношения, либо отношения «бесконечно открытые во всех направлениях». А значит, поиски внеземного разума покажут, кто из них прав, так как они позволят проверить обе концепции.


Джамал Мимуни (Jamal Mimouni), физик, университет Константины, Алжир

Низал Гессум (Nidhal Guessoum), физик, Американский университет Шарджи, ОАЭ

Источник: Islam-Science.net

[1] Как во всех монотеистических религиях, в исламе ангелы это духовные существа, созданные из «чистого света», полностью покорные Богу, а потому не имеющие самостоятельности. Считается, что у них есть два основных способа участия в человеческой жизни: 1) они укрывают каждого человека своей тенью и записывают его дела и 2) они вторгаются в физический мир, чтобы передать повеления Бога. Некоторые современные мусульманские мыслители даже ассоциируют их с силами природы, отметая распространенное представление об ангелах как о человекоподобных созданиях с крыльями как чисто аллегорическое и порожденное неспособностью человеческого ума постичь понятия, столь далекие от земных. Таким образом, они описывают ангелов не как материальные, а как духовные сущности, в силу необходимости, недоступные нашим органам чувств. Следовательно, они не могут претендовать, разве что исключительно метафорически, на то, чтобы быть «живыми существами», которые мы имеем в виду, говоря о внеземной жизни.  

[2] Джинны – создания, многократно упоминающиеся в Коране. Подобно людям, они живут на земле, но обычно мы воспринимаем их, только если речь идет об их силе «внушения». В отличие от демонического изображения джинна в арабском фольклоре, Коран изображает их независимыми существами, которые способны на добро и зло, а значит и на восприятие послания ислама. Мухаммад Асад в своем переводе Корана с тафсиром «Послание Корана» (Лондон, 1980), который, по мнению многих, считается одним из лучших на английском языке, резюмирует – и это полностью соответствует единодушному мнению классических комментаторов Корана, –  что джинны – «некие обладающие разумом и чувствами организмы, настолько тонкой природы, и с физиологическим устройством, настолько отличающимся от нас, что обычно они недоступны нашему чувственному восприятию».

С нашей стороны хотелось бы упомянуть, что материя, из которой состоят джинны, отличается от обычной. В Коране находим такие выражения, как «нар аль-самум» (огонь опаляющего ветра), «нагромождение огня», «пламя без дыма». Некоторые строят по этому поводу далеко идущие теории, толкуя эти метафоры как указание на такой вид материи, как плазма, или вообще на другой вид материи, например, темную материю.

[3] Та же идея передается и в других аятах: «Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят» (Коран, 27:65); «Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы…» (Коран, 16:49); во многих аятах Корана упоминаются существа, живущие за пределами Земли: 24:41, 27:25, 19:93-96, 29:30 и др.

[4] Мы можем привести пример того, что мусульмане поведут себя спокойно и уверенно. Вот какой ответ, безусловно, шутливый, в 1996 году дал Юсуф Ислам (бывший поп-исполнитель Кэт Стивенс, а ныне известный британский мусульманский деятель) на вопрос о жизни на Марсе: «Пророк Мухаммад был послан как милость всем мирам… Ислам – для всей вселенной, а не только для Земли. Мы можем молиться на Марсе, как только нам дадут визу».

[5] Например, биолог С.Л.Бонтинг (S.L.Bonting) пришел к тому же выводу: «Я бы предположил, что эти создания будут иметь головной мозг и нейронные системы, похожие на наши, а значит, у них будет схожий процесс мышления».

[6] В этом контексте имеет смысл процитировать два хорошо известных высказывания Пророка ислама: «Араб не имеет превосходства над неарабом, также и неараб не имеет превосходства над арабом. Белый не имеет превосходства над черным, также и черный не имеет превосходства над белым. Превосходство лишь в благочестии и добрых поступках» и «Все люди принадлежат Аллаху, и больше всех Он любит того, кто служит Его народу наилучшим образом».

Об авторе
Фото отсутствует
Информация отсутствует.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх