Msg
ВХОД | РЕГИСТРАЦИЯ
 

Логин
Пароль
Запомнить

Создать профиль

Обязательные поля отмечены звездочкой
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Метод расчета:
Подробнее >>>

Исламофобия в мусульманских странах

Print

  Умер Махмуд (Umer Mahmood)

Действительно ли исламофобия присуща только неисламскому миру? Оказывается, нет.

Об этом мало говорят, но в том или ином виде это явление можно наблюдать и в мусульманских странах. Как ни странно, в некоторых из них оно принимает куда более жесткие и извращенные формы, причем повинны в этом сами мусульмане, и поэтому остается крайне мало возможностей что-то изменить.

Часто те, кто страдает от исламофобии, даже не подозревают о ней, а значит, не могут сформулировать проблему – ведь это среда, в которой они родились, и другой они не знают. Это явление видят только те, кто испытал его, живя на Западе, поэтому приехав в мусульманскую страну, они моментально его замечают, так как знакомы с ним не понаслышке. 

В сущности, даже в некоторых странах исламского мира ислам ассоциируется с драконовскими законами и отсталостью, считается причиной экономической неэффективности и прочих проблем и, как следствие, постоянно подвергается попыткам либерализации и модернизации.

Почему? Это несложно понять. Главный фактор – это колонизация, отрезавшая мусульман от их корней, традиций, истории. В современную эпоху неоколониализма западные администрации в этих странах заменил местный правящий класс, но от этого мало что изменилось. Этот правящий класс продолжает обслуживать и поддерживать прежнюю колониальную систему с ее традициями и установками.

Исламские обычаи – касающиеся еды, одежды, ритуалов, ценностей – считаются неуместными в современном мире, считается, что их придерживаются только бедные и невежественные люди, тогда как культурные и образованные члены общества, в основном, сторонятся религии, в данном случае, ислама.

 
Ислам как синоним отсталости

Для многих граждан таких стран, как Пакистан и Египет, следствием колониального прошлого оказался кризис идентичности. В рамках представлений об успехе и инфраструктурном развитии, определяемых постколониальным мышлением, ислам зачастую ассоциируется с силами регресса. Долгие годы колониального правления власть существовала отдельно от религии, это значит, что мировоззрение нынешнего общества связывает экономические успехи прошлого со светской властью.

Сегодня из-за бедности и одновременно религиозности значительной части населения, религия рассматривается в этих странах как прибежище необразованных людей, удел невежественных. Отсюда у граждан среднего класса возникает дилемма, считать ли национальное культурное наследие приоритетным по сравнению с религиозной культурой, как зачастую было исторически принято до колонизации.

Кроме того, нынешняя эпидемия насилия и терроризма, охватившая мусульманские страны, ведет к тому, что религия ассоциируется с ущербной идеологией – устаревшей, непрактичной и просто опасной.

Из-за таких движений, как ИГИЛ, среди населения мусульманских стран все больше распространяется негативное восприятие ислама, укрепляются тенденции к секуляризации и модернизации и отходу от «устаревших» форм мышления. Такие страны, как Пакистан, в прошлое десятилетие сильно страдавшие от терроризма, зачастую считают себя жертвами экстремистских мусульманских организаций, и это только нагнетает ложные обвинения. Именно на эту злополучную ассоциацию указывает ученый из турецкого Университета Диджле Мехмет Янмис (Mehmet Yanmis):

«Мы не должны делать обобщения на основании отдельных примеров [терроризма], но все эти вещи, происходящие тут и там, заставляют думать об этом как о социальном феномене и о росте исламофобии…».

 
Религиозные реформы в исламском мире

Попытки либерализации и модернизации ислама в некоторых мусульманских странах являются результатом усиления поляризации между религиозным и светским населением, причем обе части нередко сами способствуют укреплению взаимных предрассудков.

Среди молчаливого меньшинства урбанизированной образованной либеральной молодежи и одного процента населения исламского мира происходит упорное движение в сторону секуляризации ислама. Но критерии этой реформы довольно проблематичны в силу своей евроцентричности, а значит, как правило, и исламофобии.

По существу, реформа ислама означает молчаливое признание его неполноценности по сравнению с другими учениями. Вышеупомянутые причины привели к внутренней антипатии к религии и предполагают разделение населения мусульманских стран на экстремистов и умеренных мусульман. Это ведет к репрессиям религиозных партий, так как власти враждебно и с недоверием относятся к религиозному мышлению.

Из-за поляризации религиозных и светских сил многие граждане боятся быть заподозренными в симпатиях к религии, ибо тогда их автоматически причислят к сторонникам терроризма и отсталости.

На многих уровнях ислам более-менее прочно вплетен в социальную ткань многих мусульманских стран, поэтому исламофобские реформы касаются почти всех аспектов повседневной жизни, сюда можно отнести реформы в области языка, образования, внешнего вида, государственного управления.

В результате зачастую складывается убеждение, что региональными и местными языками, например, урду в Пакистане, пользуются низшие классы. Исчез традиционный престиж арабского языка (в неарабских странах) – его вытеснили английский и французский. Отрезав народ от родного языка, его легко отрезать от корней. Неслучайно одной из первых реформ Мустафы Кемаля Атарюрка, направленных на разрыв с исламом, стал отказ от арабского алфавита. Всего за несколько десятков лет реформа отсекла новые поколения турок от тысячелетнего информационного багажа, запечатленного буквами старого османского алфавита. Как тогда, так и сейчас, среди населения этих стран большие шансы преуспеть имеют те, кто владеет западными языками.

От реформ страдает и образование. Зачастую в мусульманских странах действует двойная система образования: западная/светская, без которой невозможно сделать хорошую карьеру, и местная, рассчитанная на бедные слои населения, т.е. тех, кому нет места в современном мире. Например, в Пакистане все больше школ переходят на преподавание по кембриджской программе. Эта двойная система обеспечивает классовое расслоение общества и заставляет население все дальше отходить и от своих традиций, и от ислама.

Что касается манеры одеваться, то предпочтение отдается одежде западного образца, а традиционное платье опять-таки считается признаком отсталости. Ношение бороды может стоить мужчине работы или, по крайней мере, ограничит его возможность входить в те или иные заведения.

Хуже всего, что эти процессы приводят к потере мусульманским населением собственной идентичности: понимания себя, своей сути, целей, нравственных ценностей – все это теперь за них определяет кто-то другой.

 
Виной всему ислам?

В силу всего этого ислам все чаще считают причиной низкого уровня прогресса, образования и других проблем развивающихся стран. Все недостатки исламского мира, ярко проявившиеся в постколониальный период, приписывают религии. Например, в Пакистане критика ислама происходит в скрытой форме, так как открытая критика религии здесь пока невозможна. Косвенная атака светских сил на ислам выражается в их критике действий религиозных групп и организаций.

Итак, подъем исламофобии можно объяснить восприятием ислама как признака отсталости и обвинением его во всех изъянах развивающихся стран.

Турция до Эрдогана, Иран до революции – это классические примеры исламофобского курса и его последствий в долгосрочной перспективе. С другой стороны, современные Египет, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Марокко являются примерами проявления исламофобии в странах, мусульманских по форме. Можно сказать, что реформы ислама в этих странах продиктованы именно этой исламофобией, и их цель – отделить население от его исконной религии. Вот что говорит об этом доктор М. Янмис:

«Мы объясняем ненависть к исламу на Западе преимущественно фундаменталистскими атаками. В мусульманском мире она выражается в отчуждении от ислама: сначала в виде избегания религиозных символов и ритуалов, а затем – и, вероятно, это конечная стадия – происходит отчуждение на уровне самой веры».


Источник: Islamophobia Research & Documentation Project

Комментарии  

Сафья
17.05.2017 14:35 Ответить
(Продолжение)Чт о к ним,традиционал истам,что очевидно,симпат ии не добавляет.Есть ли отдельные кучки экстремистов?Да ,есть.Есть ли соц.расслоение? Да,есть,в разных странах,в разной мере.В России,оно,в частности,больш ое.Способствует ли сильное соц.расслоение развитию экстремизма?Да, очень даже.
Есть ли передовые мусульманские страны?Есть,Кув ейт например.Об этом есть статья Теймура Атаева"Ислам не может бояться открытого общества".В техническом же плане-многие,на пример,уровень компьютеризации в Иране выше,чем в РФ и др.
Еще,очевидно,автору этой статьи не дают покоя атеисты,живущие в мусульманских странах.Тот факт,что все эти люди родились и выросли в мусульманском окружении,не обязывает их быть вИсламе.Принять /исповедовать Ислам-это дело личного выбора.Советую оставить их в покое(даже с их неприязнью,как это пытался изобразить автор,или мне показалось.Это их личное дело)как,собств енно,и делают в мусульманских странах.По крайней мере,там гдея жила.
Мир всем.Ассаламу алейкум.
Сафья
17.05.2017 14:01 Ответить
(Продолжение).И дем дальше.Есть ли люди,увлеченные западной культурой?Есть. Что было бы странно,если бы не было,при таком засилии американской культуры повсюду,и вообще доступности любой культуры сейчас.Есть ли исламофобия в мусульманских странах?Не везде и не во всех социальных слоях(среди атеистов в исламских странах и антирелигиозно настроенных людей,у некоторых есть).Способств овали ли этому экстремисты и ИГИЛ?Да.А еще неприязнь к верующим имеется у антирелигиозно настроенных людей вот почему:нередко случается так,что к власти приходит то прорелигиозно настроенная группа,то антирелигиозная ,и когда приходит следующая,то отыгрывается на предыдущей.А следующая- на этой.Причем резолюции касаются не только тех,кто был у власти,а простых людей(верующих, или неверующих,соот ветственно).Так и качается маятник.Причем претензий у обеих сторон за все время качания накопилось предостаточно.Н у и плюс сюда,что некоторые традиционалисты не отвечают толком на вопросы,а все твердят одно и то же(см.выше)
Сафья
17.05.2017 13:40 Ответить
(Продолжение).Е сть последствия колониализма?Ес ть,в разной степени,в разных странах.Экономи ческие,главным образом,мне кажется.А насчет развития культуры и знания Ислама-так кто закрыл "ворота иджтихада"(На самом деле он открыты).Колони алисты?Либераль ная молодежь?Сами традиционалисты и"закрыли",а теперь удивляются.Где их уровень знаний?Где мышление?Где понимание многообразия мнений?(Не у всех,но у многих)Когда приходит молодой человек с вопросом,что они говорят(многие) ?Только твердят,как попка,одно и тоже.Колониализ м виноват?Нет, думать надо,и обращаться к первоисточникам (Коран и Сунна). Помимо того,традиционн ая исламская мысль тоже очень разнообразная(а не вся косная,бездумно следующая авторитету предыдущего автора).Есть и "реформаторы"(д умаю,понятно,по чему в кавычках):согла сно Всевышнему, Он будет в каждом столетии посылать ученого, который будет обновлять, очищать от наслоений для уммы ее религию(хадис). Для меня ответом этой статье является творчество Мусы Бигиева и Тауфика Ибрагима.
Сафья
17.05.2017 13:12 Ответить
(Продолжение).Д а,я была в нескольких мусульманских странах.В одной-даже жила.И с обеими этими сторонами беседовала лично.И не только с ними-на самом деле"сторон"нам ного больше,и спектр мнений среди мусульман значительно шире.В одной и той же стране есть как минимум 6-7 "вариантов" ислама.Причем некоторые из них с исламом имеют мало общего-например ,народные традиции,подава емые как Ислам.Вообще, каждый понимает Ислам немного по-своему(иногд а - сильно по-своемe).
Вообще,мне кажется,статья вводит в заблуждение и является вредной именно для мусульман. "2 полярных группы мусульман: бедные,религиоз ные,необразован ные,отрезанные от всех возможностей;и либеральная молодежь,смотря щая в сторону западной культуры"- жила я в Турции, нет там такого.Есть широкий средний класс разной степени религиозности,с разным пониманием ислама,каждый со своими мыслями(а некоторые- без оных,как и везде).Присутст вуют и разные религиозные течения(сколько -то там процентов).Есть разные конфессии. Есть атеисты.
Сафья
17.05.2017 12:49 Ответить
Мне кажется,статья какая-то уж очень"биполярна я".Автора послушать,так получается,что в мус.старанах есть всего 2 полярных группы мусульман:бедны е,религиозные,н еобразованные,о трезанные от всех возможностей;и либеральная молодежь,смотря щая в сторону западной культуры.Это не так!Между этими двумя группами есть огромный спектр групп,мусульман со своими взглядами.И ислам у этой "либерализованн ой молодежи" зачастую довольно красивый,многие из них исповедуют его искренне,являют ся размышляющими, думающими людьми.Просто"и х ислам"не нравится бородатым традиционалиста м.На самом деле-в самом по себе Исламе(в первоисточнике! ) есть прогрессивность ,и обновление,и широкий спектр мнений.Задача-и х раскрыть.Мне в этом плане нравится наследие Мусы Бигиева.Есть среди молодежи и атеисты,и это нормально.Нет принуждения в религии(2:256), как-никак.
Также нехорошо,что автор путает в одну кучу Ислам и народные традиции.Тысяче летнее наследие-это замечательно,но стоит брать подходящее и оставлять вредное.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован*




Вверх