Аукцион Сотбис: искусство исламского мира

Эти художественные произведения из стран исламского мира, в том числе керамические изделия, рукописи, миниатюры из арабских стран, Индии, Ирана и Турции, охватывают период протяженностью 1200 лет. Все они были представлены на очередных торгах предметов исламского искусства аукционного дома «Сотбис» (Sotheby’s), прошедших 25 апреля 2018 года. В числе ключевых лотов — ранние списки трех известных сочинений по оптике, астрономии и математике, относящиеся к «золотому веку» арабской цивилизации.

«Сотбис», основанный в 1744 году в Лондоне, является одним из старейших ныне действующих аукционных домов. Он занимается продажами предметов изобразительного и прикладного искусства, антиквариата, ювелирных изделий, недвижимости и пр. Отделения «Сотбис» действуют в 40 странах мира. С 2011 года, когда его суммарные продажи составили 5,8 млрд долларов, «Сотбис» считается крупнейшим в мире аукционным домом.

1. Фляга паломника с изображениями животных. Изникская керамика. Турция, ок. 1545–55 гг. По-видимому, единственный известный образец изникской керамики данной формы: одна сторона сосуда слегка вогнута, другая — выпуклая, с небольшим округлым бугорком на ней. Выполнена в бело-голубом цвете, характерном для керамических изделий из Изника середины XVI в. Украшена причудливым узором в виде фигур животных. Является одним из наиболее ранних примеров данного орнамента, позднее получившего большое распространение. Продана за 669 тыс. фунтов.

2. Уникальная изящно оформленная страница Корана с текстом, выполненным куфическим шрифтом. Персия или Центральная Азия, ок. 1075–1125 гг. Пример одного из самых эффектных коранических шрифтов, оформленного с удивительным изяществом. На тонко прорисованном фоне каллиграфия выглядит особенно впечатляюще. Страница представляет собой один из самых богато оформленных текстов Корана средневекового периода. Оригинальная рукопись состояла из тридцати книг, около 75 страниц в каждой, таким образом объем всей рукописи составлял 2250 листов. По всей вероятности, в цельном виде рукопись производила воистину величественное впечатление. Продана за 345 тыс. фунтов.

3. Набор мозаичной керамической плитки из Центральной Азии или Персии периода Тимуридов, 14–15 вв. Редкий образец изразцов с территории Большого Ирана периода Тимуридов. Каждая плитка украшена фаянсовой мозаикой, представляющей собой тщательно подогнанные и закрепленные раствором небольшие фрагменты керамики. Данная техника мозаики, доведенная до совершенства при Тимуридах, позволяла проявлять максимальную фантазию при составлении композиций. Данная группа создает ощущение монументальности и величия и выглядит поразительно эффектной за счет применения дорогой и трудоемкой техники мозаики.

4. Камаль ад-Дин аль-Хасан ибн Али ибн аль-Хасан аль-Фариси «Китаб танких аль-маназир ли зави аль-абсар валь басайр» (Пересмотр оптики для обладающих зрением и умом). Список с рукописи. Персия, вероятно, Табриз. Датирован 708 годом хиджры (1309 г.) Ранняя рукописная копия выдающегося сочинения аль-Фариси имеет уникальное историческое значение. Оригинальное сочинение опирается на труды Ибн аль-Хайсама и греческих ученых более раннего периода: Эвклида, Птолемея, Аристотеля и Галена. Книга охватывает различные аспекты оптики, описывает устройство глаза, касается теории света, зрения, отражения, а также различных математических и геометрических теорий. Удивительно точный рисунок человеческого глаза в разрезе, возможно, является одним из наиболее ранних иллюстраций устройства органа зрения человека. Продан за 549 тыс. фунтов.

5. Уникальная парчовая рубаха с тканым узором в виде уток. Центральная Азия, Согдиана, VII–IX вв. Оценочная стоимость 300–500 тыс. фунтов. Будучи символом богатства и статуса, данное изделие выполняло значимую функцию в контексте торговли и дипломатии. Потомки могут судить по ней о культуре и быте цивилизации, оставившей заметный след в истории империй на разных континентах и простиравшей свое влияние на последующие эпохи.

6. Хилья с подписью Махмуда Джелаледдина (ум. 1829), Османская империя, 1202 год хиджры (1787–1788 гг.). Махмуд Джелаледдин Эффенди считается одним из ведущих османских мастеров каллиграфии конца XVIII в. Пользовался покровительством султана Абдулмеджида (годы правления 1839–1861), разработал своеобразный стиль, во многом похожий на каллиграфию Карахисари или Йакута аль-Мустасими, несмотря на то, что в тот период большей популярностью пользовался стиль Шейха Хамдуллы. Хилья находится в отличном состоянии и является прекрасным образцом творчества данного мастера. Продана за 100 тыс. фунтов.

7. Портрет Хосрова Парвиза, кружок Михра Али, Персия, Каджар, датирован 1217 годом хиджры (1802–1803 гг.). Оценочная стоимость 25–35 тыс. фунтов. Хосров Парвиз был последним великим правителем из династии Сасанидов. На портрете изображен в расшитом жемчугом и драгоценными камнями одеянии, типичном для периода Фатх Али-Шаха, когда написан портрет (1802-03 гг.).

8. Инкрустированная серебром медная чаша, Египет или Сирия, первая половина XIV в. Вероятнее всего, изготовлена по заказу высокопоставленного вельможи при дворе Мамлюков. Представляет собой исключительный образец художественной работы по металлу. Украшена стандартными приветственными фразами и благословениями в адрес некоего «царедворца [султана] Малика аль-Насира». Продана за 333 тыс. фунтов.

9. Пара сережек, украшенных драгоценными камнями и мелким жемчугом. Индия, конец XIX–начало XX века. Стилистически серьги имеют сходство с балу (серьгой для носа), хранящейся в Национальном музее Нью-Дели, предположительно из Химачал-Прадеш, датируемой тем же периодом. Продана за 6250 фунтов.

10. Могольский или османский кинжал с рукоятью и ножнами, отделанными шагреневой кожей и украшенными драгоценными камнями. Индия или Турция , XVIII–XIX вв. Кинжал, богато украшенный красными и розовыми драгоценными камнями, позолотой и зеленой кожей, вероятно, использовался в церемониальных целях или предназначался в подарок. Почти идентичный экземпляр хранится в нью-йоркском Метрополитен-музее. Продан за 32500 фунтов.

11. Цветное блюдо, изникская керамика, Османская империя, ок. 1570–1580 гг. Блюдо с красивым рельефным узором темно-голубого, зеленого и красного цвета. Центральную часть занимает орнамент в виде букета гвоздик, окруженного ветками цветущей сливы и цветами гиацинта. Продано за 40 тыс. фунтов.

12. Шкатулка-бюро, дерево, инкрустация из слоновой кости, имеется надпись «Мухаммад». Османская империя, датировано 1112 г. Х. (1700 г.). Изящная шкатулка, инкрустированная слоновой костью, перламутром и отделанная различными видами шпона различных геометрических форм, создающими разнообразные орнаменты. Примечательно, что на изделии указаны имя ремесленника «Мухаммад» и дата «1112 год хиджры», что позволяет практически безошибочно установить время создания этого ценного предмета искусства. Продана за 43750 фунтов.

13. Серебряный сосуд для охлаждения жидкостей (карлик), Россия, XIX век, изготовлен для османского рынка. Несмотря на наличие только русских клейм, сосуд имеет характерную османскую форму. Оценочная стоимость 18–25 тыс. фунтов. Очень похожий был продан на аукционе «Сотбис» 20 апреля 2016 года, лот 192. На нем была тугра Абдулхамида II (годы правления 1876–1909) и герб Аббаса Хильми-паши (1874–1944), свидетельствующие о принадлежности подобного рода предметов османской элите. Возможно, данный сосуд был сделан для турецкого рынка или использовался русской знатью, которой нравилась его экзотическая форма.


Источник: Sotheby’s