Иерусалим и Омар ибн Аль-Хаттаб

За время правления Омара и Омейядов Иерусалим стал крупным центром паломничества и торговли

Print

Иерусалим — священный город трех монотеистических религий: Ислама, христианства и иудаизма. Его история насчитывает тысячи лет, и в разное время он был известен под разными названиями: Иерусалим, Аль-Кудс, Йерушалаим, Илия — все они отражают его многообразное прошлое. Многие пророки — начиная с Сулеймана и Дауда, и заканчивая Исой (мир им) — считали этот город своим домом.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в одну ночь совершил чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим, а оттуда — на небеса. Это событие известно как Исра ва ль-Мирадж. Однако при жизни Мухаммада Иерусалим не был под политическим контролем мусульман. Всё изменилось при втором халифе ислама, Омаре ибн Аль-Хаттабе.

 
В Сирию

При жизни Посланника (мир ему и благословение) Византия решила ограничить распространение новой религии, пока мусульмане не пересекли южные рубежи христианской империи. Император Ираклий даже планировал напасть на Медину. В связи с этим в октябре 630 года пророк Мухаммад (мир ему и благословение) собрал войско численностью 30 тысяч человек и предпринял поход на Табук. И хотя сражение так и не состоялось (византийцы не решились вступить в бой), экспедиция ознаменовала начало мусульманско-византийских войн, которые продлились несколько десятилетий.

При халифе Абу Бакре (632‒634 годы) мусульмане не предпринимали крупных походов на Византию, и только Омар ибн Аль-Хаттаб попытался продвинуться на север, вглубь византийской территории. Он отправил в поход несколько талантливых военачальников, в том числе Халида ибн Аль-Валида и Амра ибн Аль-Ааса.

В 636 году состоялось решающее сражение при Ярмуке — оно существенно подорвало византийскую власть в этом регионе и привело к падению нескольких сирийских городов, в том числе Дамаска. Во многих случаях местное население — евреи и христиане — радушно встречало мусульман. Большинство христиан в этом регионе были последователями монофизитства, считая, что их понимание Бога близко к тому, как Его понимает Ислам. Они предпочитали владычество мусульман власти Византии, с официальной церковной доктриной которой у монофизитов были серьезные теологические разногласия.

 
Взятие Иерусалима

В 637 году армия многочисленная армия мусульман под командованием Халида ибн Аль-Валида и Амра ибн Аль-Аса стояла у стен Иерусалима. Осада Иерусалима длилась 5 месяца, после чего город согласился сдаться — халифу мусульман Омару. Услышав об этом условии, Омар ибн Аль-Хаттаб выехал из Медины. Он отправился в путь один, верхом на осле и в сопровождении единственного слуги.

Глава Священного города, патриарх иерусалимский Софроний, приветствовал его, восхищенный тем, что правитель мусульман — один из самых влиятельных людей мира — был в простой одежде, неотличим от слуги. На следующий день Омар вступил в город. Ему показали главные храмы Иерусалима, в том числе Храм Гроба Господня. Когда подошло время молитвы, патриарх предложил халифу помолиться здесь же, в храме, но тот отказался. Омар объяснил свой отказ опасением, что мусульмане, зная о том, что он здесь молился, захотят превратить храм в мечеть, поэтому он совершил молитву вне храма; со временем на месте, где молился халиф, построили мечеть, известную как Мечеть Омара.

 
Договор Омара

Во всех завоеванных городах мусульмане составляли договор, в котором подробно оговаривались права и привилегии местного населения и мусульман. Так было и в Иерусалиме. Договор подписали Омар и патриарх Софроний, а также несколько мусульманских военачальников. Текст документа гласил:

«Это гарантия безопасности (аман), которую слуга Господа Омар, Предводитель правоверных, предоставляет жителям Иерусалима. Он гарантирует им сохранности их жизней, больных и здоровых, имущества, церквей, крестов и религиозных ритуалов. Их церкви не будут заселены [мусульманами] и не будут разрушены. Ни самим церквям, ни землям, на которых они стоят, ни крестам на церквях не будет причинено никакого ущерба. Жители не будут насильно обращены в мусульманство. И ни один иудей не будет жить рядом с ними в Иерусалиме.

Жители Иерусалима должны платить подушный налог, как и жители других городов, а также должны изгнать византийцев и грабителей. Тому, из жителей Иерусалима, кто хочет уйти с византийцами, забрать свое имущество и оставить свои церкви и кресты, гарантирована неприкосновенность — до тех пор, пока он не достигнет своего прибежища. Жители деревень могут остаться в городе, если хотят, но обязаны платить налоги, как горожане. Кто хочет, может уйти с византийцами, кто хочет, может вернуться к семьям. До времени сбора урожая у них ничего не возьмут.

Если они будут платить налоги согласно своим обязательствам, то условия, изложенные в данном документе, являются клятвой перед Аллахом и засвидетельствованы Его Посланником, халифами и правоверными».

Это был один из самых прогрессивных договоров на то время. Для сравнения: 23 годами ранее, персы, захватив Иерусалим, учинили в нем настоящую резню; не менее жестоким кровопролитием сопровождалось и завоевание Иерусалима крестоносцами — уже в 1099 году.

Договор Омара обеспечил христианскому населению Иерусалима свободу вероисповедания, в соответствии с Кораном и повелениями Пророка (мир ему и благословение). В истории человечества это был один из первых и самых обстоятельных документов, гарантирующих религиозные свободы.

Хотя в договоре есть положение о том, что иудеи не будут проживать в Иерусалиме, его достоверность ставится под сомнение. Одним из проводников Омара по Иерусалиму был иудей по имени Кааб аль-Ахбар.

Позднее Омар разрешил иудеям совершать богослужение на Храмовой горе и у Стены плача, тогда как при византийцах это было запрещено. Таким образом, достоверность данного пункта договора действительно под вопросом.

Нет сомнений в том, что этот прогрессивный и справедливый договор с покоренным народом имел огромное значение в плане защиты прав меньшинств, задав тон мусульманско-христианским отношения на всей территории бывшей Византийской империи. При этом права побежденных защищались во всех ситуациях, а принудительное обращение в Ислам никогда не расценивались как законный акт.

 
Возрождение города

Омар начал с того, что расчистил Храмовую гору, с которой Мухаммад (мир ему и благословение) взошел на небо. В пику иудеям христиане использовали это место как свалку, и халиф вместе со своими воинами и некоторыми иудеями лично расчистили завалы — здесь была построена мечеть Аль-Акса.

За время правления Омара и Омейядов Иерусалим стал крупным центром паломничества и торговли. В 691 году в дополнение к Аль-Аксе была построена мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). Множество мечетей и различных учреждений появилось и в других частях города.

Очевидно, что завоевание халифом Омаром в 637 году Иерусалима было важным моментом в его истории. Следующие 462 года городом правили мусульмане, и здесь царствовала свобода вероисповедания, в соответствии с договором Омара.

Даже сегодня, когда продолжается борьба за будущий статус Иерусалима, многие мусульмане, христиане и евреи утверждают, что договор Омара остается авторитетным юридическим документом и может помочь в решении нынешних проблем Священного города.


Источник: Lost Islamic History